bruja_roja: (Momone)
[personal profile] bruja_roja
В музыке панк - это мрачная, брутальная, вызывающая, тяжёлая музыка недопущенных в приличное общество, отверженных и платящих ему той же монетой отвращения и отторжения. В более широком смысле панк - субкультура, что находит своё выражение главным образом в такой музыке.

А вот слова стим-панк или паропанк, дизель-панк, атом-панк, кибер-панк существуют почему-то без связи с музыкой. Хотя то, что ими обозначается, применительно к литературе, фильмам, эстетике, как раз в духе панковской субкультуры: high tech, low life - развитые технологии, но дрянная жизнь. Это ж и есть панк, панковский дух, перенесённый в эпоху пара, дизеля и так далее. Но что же в музыке должны представлять из себя эти виды панка? Эта музыка должна быть сообразна стилю эпохе по форме, но по содержанию должна быть по-панковски мрачной, брутальной, бросающей вызов приличиям.

По крайней мере каков дизель-панк в музыке, панк дизельной эпохи я себе прекрасно представляю. Тут даже воображать ничего не надо.

Это же chanson réaliste! Французская реалистическая песня межвоенной эпохи. Песни Дамии, Фреель, ранней Пиаф, Берт Сильва и других их коллег-современников. Все эти матросы, проститутки, легионеры, обитатели дна общества без определённых занятий, то бродяги, то рабочие, то самая бедная и негламурная часть богемы и т.д. — вот герои музыки дизель-панка, вот панки дизельной эпохи.

Вот такие, как героиня этой песни и её попутчик-иностранец в поезде.

Песня называется «L'etranger» («Чужестранец»). Поёт Дамия:

Текст и перевод песни.



Или вот такие, как эти нелюдимы, проходимцы, сутенёры из песни «Les hiboux» («Нелюдимы») Поёт Эдит Пиаф:


Текст и перевод песни.

Жаль, в этом видео половина фотографий Пиаф уже не из 30-х годов, а из последизельной эпохи, из 50-60-х, когда и репертуар у неё был не столь отчётливо панковский по духу.
А вот, можно посмотреть, какой она была, когда пела такие песни, и, кстати, послушать теперь «Чужестранца» в её версии.





Да какие бы песни из раннего репертуара Эдит Пиаф, тогда ещё звавшейся Малышкой Пиаф, ни взять:
«Les mômes de la cloche» («Девчонки-бродяжки»),



«Mon légionnaire» («Мой легионер»),


«Quand même» («Всё-таки»),


вот же он, самый настоящий панк в музыке дизельной эпохи. Особенно в первой и последней из этих трёх песен самый что ни есть панковский мрак, брутальность, вызов приличиям.

Но, конечно, реалистическая песня это не только Пиаф. Вот Берт Сильва поёт «Du gris» (двусмысленное название в контексте
песни: и «Под мухой», и «Серое»), монолог девицы, стреляющей сигарету у соседа по столику в каком-то дешёвом заведении.


И вот Фреель с песней «La maison louche» («Мрачный дом»).


Много песен можно выбрать в качестве выражения духа дизельной эпохи, её атмосферы. По совету [livejournal.com profile] laedel остановлюсь на двух.
Сюзи Солидор поёт: «N'espère pas» («Не надейся»).



Земной шар не то что стал мал, но уже соразмерен человеческой технике. Радио, мощные теплоходы и пароходы, исходившие все моря, самолёты, уже способные пересекать океаны и континенты, хотя и на пределе своих возможностей... Впрочем, в этой песне плавание от полюса до полюса через все бури - лишь аллегория любовного беспокойства и поиска, следования за миражами. Но аллегория очень в духе появившегося в ту эпоху ощущения наступающей покорённости мира и пространства, доступности экзотических стран. Это ощущение очень ярко в морских песнях Сюзи Солидор, даже в тех, где море, моряки, корабли, порты, дальние страны присутствуют лишь как антураж или часть аллегории любовной истории.

А вот финал, вот фиаско той окрылённости своими силами и алюминиевыми гофрированными крыльями.
Держитесь, всё летит к чертям! Мир катится к новой мировой войне! «Tous fout le camp» («Всё к чертям»).Поёт Дамия:


Текст и перевод песни.

Надо сказать, дизельные панкухи, ;) эти великие панкухи дизельной эпохи делали нужное, правильное дело. Песнями, звучавшими на улицах, в подворотнях, с пластинок, на радио, в кабаре, они заставляли относительно благополучную публику посмотреть на жизнь глазами тех, кто выброшен на обочину и на дно жизни. Они давали слушателю почувствовать себя в шкуре неприкаянных и отверженных героев своих песен, они пробуждали солидарность, заставляя сопереживать и сострадать самым отверженным из отверженных. Успех Народного Фронта во Франции 30-х в некоторой мере этой солидарности и обязан, более поздние успехи левых - тоже.


P.S.
Спасибо Ксении [livejournal.com profile] piafedith за переводы!

Date: 2013-08-27 05:16 pm (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
Вера, какой прекрасный текст! Пока что только его прочла, а песни слушаю по одной. Нашла баг: ссылка с «L'etranger» ведет не туда: исправь пожалуйста!

Date: 2013-08-27 05:31 pm (UTC)
From: [identity profile] bruja-roja.livejournal.com
Исправила. И сделала ещё улучшенную версию этого поста для сообщества Dieselpunk:
http://dieselpunk.livejournal.com/591566.html

Date: 2013-08-27 07:39 pm (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
Ну все, все послушала! Как приятно все-таки увидеть лица, которые раньше были только голосами.

Неудивительно, что больше всего понравились две песни, уже знакомые мне в других исполнениях: «Tous fout le camp» (Жюльетт) и «Du gris» (ее кто только не поет).

«L'etranger» гораздо больше понравилась в исполнении Пиаф.

А вот как-то они все "r" произносят определенным образом (не знаю, как определить), а Пиаф - по-другому...

При дизель-панк - очень красиво получилось!

Date: 2013-08-28 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] bruja-roja.livejournal.com
А раз интересно посмотреть на лица, то вот видео с поющей Фреель. Это чуть ли не единственное хорошее видео с ней, известное нам. Но тут она нетипична для самой себя. Ничуть не чернушная, а легкомысленно насмешливая, очень живая.

Date: 2013-08-29 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] sova-f.livejournal.com
Спасибо! Кайф невероятный ))
Кстати, если память мне не изменяет, Жюльетт называла ее в числе своих предшественниц - теперь понятно, почему.

Date: 2013-10-21 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] piafedith.livejournal.com
посмотрите еще одно видео

Date: 2013-10-21 07:32 pm (UTC)
From: [identity profile] piafedith.livejournal.com
а вот это видео Фреель видели?

Date: 2013-10-22 02:09 am (UTC)
From: [identity profile] bruja-roja.livejournal.com
Нет ещё. А точнее, только что посмотрела. Спасибо!

А кстати, вот ещё видео с Фреель нашлось. Фрагмент из фильма "Amok".

Date: 2013-08-29 01:36 pm (UTC)
From: [identity profile] laedel.livejournal.com
Как это ни странно, но мне когда-то самой дизельпанково-атмосферной песней Пиаф казалась "С'est á Hambourg". Хоть эта песня и появилась на самом деле уже в середине 50-х, хотя я и слышала уже некоторые песни Пиаф из 30-х годов, но какое-то время эта песня оставалась для меня самым выразительным, самым ярким (или лучше сказать, концентрированным, насыщенным) звуковым образом то ли межвоенной, то ли сразу-послевоенной эпохи.
Edited Date: 2013-08-29 01:43 pm (UTC)

Date: 2013-10-21 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] piafedith.livejournal.com
вам спасибо!

Date: 2013-10-21 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] piafedith.livejournal.com
Добавила текст спектакля Нины Дробышевой

http://piafedith.livejournal.com/113425.html
http://piafedith.livejournal.com/151983.html

Date: 2013-10-22 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] bruja-roja.livejournal.com
Спасибо!

Profile

bruja_roja: (Default)
bruja_roja

January 2014

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 25th, 2017 06:07 am
Powered by Dreamwidth Studios